Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
29.10.2015 17:36

Дэнни Бойл: «Нас просили сделать Джобса поприятней»

Режиссер и сценарист Дэнни Бойл начинал работать в театре, а затем пришел в киноиндустрию и к настоящему времени создал себе имидж мастера визуальщины и нешаблонных сюжетов. После таких фильмов, как «На игле», «28 дней спустя», «Пекло» и оскароносный «Миллионер из трущоб», Бойл смело переходит от жанра к жанру, с каждой новой картиной бросая себе очередной вызов.

Но работая над байопиком «Стив Джобс», он столкнулся с одной проблемой: как примирить свой динамичный визуальный стиль со 185-страничным сценарием Аарона Соркина, полным умных диалогов? Бойл поступил парадоксально, но мудро: энергия фильма выражается в действии, а не посредством фирменного художественного размаха. Кроме того, ситуацию спас блестящий актерский состав: Стива Джобса играет Майкл Фассбендер, Кейт Уинслет воплощает образ его маркетолога и соратницы, а Сет Роген исполняет роль еще одного гения AppleСтива Возняка. Также в фильме снимались Джефф Дэниэлс, Кэтрин Уотерстон и Майкл Стулбарг.

Известный своим энергичным стилем Бойл в этом проекте умело приручает собственные инстинкты, отдавая должное мощному сценарию Соркина. Именно о сценарии режиссер не раз говорил, что ему и всем актерам пришлось долго его переваривать.



Со стороны кажется, что «Стив Джобс» — не тот фильм, который стал бы снимать Дэнни Бойл...

Так и есть... Когда мне позвонил Скотт Рудин с предложением прочесть сценарий, я подумал: "Ну, это же Рудин и Соркин, они не могли задумать обычный байопик". Я даже не помню, чтобы Скотт говорил мне, что это конкретно за сценарий. Но я прочел текст и понял, что он великолепен. Если вы собираетесь рассказать о парне, чей девиз был «думай иначе», то и делать это нужно «иначе». Если вы снимете традиционный байопик, это не будет предательством Джобса просто он не отразит суть того вызова, который Стив бросал каждому из нас. Представить свежий взгляд на выпуск трех легендарных девайсов было очень волнующим опытом. Я верю в такой подход к жизни, когда сосредотачиваешься на чем-то специфическом, а плыть по течению в общем потоке — это скучно, черт возьми.



Как вы в итоге справились со сценарием?

Я лишь стремлюсь к тому, чтобы рабочий процесс находился в гармонии с умом и сердцем. Сценарий написан как бы изнутри Джобса, и мы всегда говорили, что сам текст является своего рода голосом его разума. Так мы для себя определили. У него же просто непостижимый интеллект! При этом фигура главного героя смягчается драматической составляющей фильма, особенно двумя женскими персонажами, Джоанной и Лизой (его дочерью, которую играют три разные актрисы). И в финале они подводят его к проблеме: весь успех, все изобретения, все то видение, которое он передал людям, признание его гениальности, — все это ничего для него не значит, если оно не интересно Лизе. Замечательно иметь дело с парнем, который почти неприкасаемый и имеет чуть ли не мифологический статус. Со всем его грандиозным успехом ты опускаешь Стива с небес на землю, и выясняется, что он один из нас. У него тоже есть недостатки, как у всех. И мне это нравится — как только ты наделяешь подобных персон человеческими качествами, они сразу становятся ближе к нам. Они представляют наше видение и наши мечты, но и наши ошибки тоже.




Сценарий Аарона Соркина насыщен длинными монологами и диалогами. Доставляло ли это неудобство?

О, да! Был такой момент, когда я подумал: «Вот черт! Как мы вообще собираемся это снимать?». Это ведь 185 страниц диалогов, и я даже не могу прочитать их за два часа... Соркин не пытается все контролировать, хотя сначала именно так и кажется. Но это скорее приглашение или провокация: посмотрим, что может сделать режиссер. Я думал, как бы мне извернуться, чтобы фильм не стал напоминать пьесу?

В итоге мне во всех отношениях нравится, что мы сделали с этим сценарием. В большей степени характер главного героя раскрывается через его поступки. Текст Соркина требует полного погружения в происходящее, и наш фильм, к счастью, это обеспечивает. Он просто умоляет вас погрузиться в него целиком любым удобным для вас способом, и это срабатывает... Кто когда-нибудь думал, что проникнется расположением к Джобсу? А вы проникнетесь под конец.


Ваш театральный опыт помогает работать или, наоборот, мешает? Не разрываетесь ли вы между театром и кино?

Я никогда не видел особых противоречий между театром и кино. Но театр дал мне любовь и доверие к актерам. Это необходимо и для такого проекта, как «Стив Джобс». Нам очень повезло с актерским составом.



Когда в дело вступает режиссер, сценарий может измениться...

В этом плане у нас было много работы, но с Соркиным приятно иметь дело. Когда дошла очередь до актеров, они тоже захотели изменить некоторые вещи, но он реагировал вполне адекватно. Если ты можешь объяснить, что именно ты хочешь, он идет навстречу. Так что да, мы внесли несколько изменений. Я считаю Аарона довольно гибким, несмотря на его репутацию.

Сценарии Соркина, наверно, похожи на карточный дом: если пытаешься что-то подправить, легко разрушить всю конструкцию?

Абсолютно! Он пошагово выстраивает смысл через ритм, а тебе нужно успевать попадать в такт. Это даже более важно, чем понимание того, что ты хочешь сказать. Звучит странно, но так и есть. Если ты правильно поймаешь ритм, понимание придет само. Тут как с Шекспиром: читаешь отрывок и поначалу думаешь: «Что это, черт побери, значит?!». Потом читаешь то же место еще раз вслух, и уже все понятно. В этом Соркин драматург. Было достаточно сложно достучаться до актеров, но и они все же вжились в роли, и между нами появилось доверие. Они даже сами стали говорить: «Это мое, моя роль». Нужно было просто справиться со сценарием, в каком-то смысле победить его.



Должно быть, Джефф Дэниэлс легко справлялся? После сериала «Отдел новостей» он должен был чувствовать себя как рыба в воде...

Да он просто невероятен! Если бы награды вручали за исполнение таких диалогов, он бы забрал их все. Джефф объяснял нам так: «Это как с приливной волной. Либо ты просто плывешь на ней, либо, если не поймал ее, можешь забыть об этом. Ты в пролете». Актеры прислушивались к нему. Я видел, как они подходили к Джеффу за советами, и он был очень заботлив, всегда был готов помочь освоить трудную часть материала.



В этом проекте больше эксплуатируется история, нежели ее развитие?

Да, похоже. Я раньше никогда так не делал. В конечном итоге моя работа заключается в том, чтобы расчистить путь для великого автора, и, что еще важнее, для великолепной игры. А когда ты освободил дорогу актерам, ты обязан доверять им.



По сути, вся динамика фильма идет от внутреннего накала актеров, их уровня владения материалом. Вот что меня воодушевляло. В «Социальной сети» вся энергия тоже от актеров. Они же просто сидят в своих креслах, но это работает! Поразительно. Стив Джобс, конечно, более активный парень. По крайней мере, он ходит и разговаривает...



Можно ли проследить влияние фильма «Социальная сеть» на вашу картину?

Очень приятно возвращаться к этому фильму, но мы однажды уже прошли этот этап. И если мы сделали «Стива Джобса» хотя бы наполовину так же хорошо, то у нас все будет в порядке. Фильм может быть политическим, аналитическим, личным, неважно. Но всем придется считаться с этими парнями. Они изменили наш мир и все еще продолжают это делать. Это нужно принимать в расчет. Современные корпорации, конечно, не хотят подобных изменений, им ведь нужно удерживать контроль. Стив всегда негодовал относительно монополизации рынка компанией IBM и постоянно рвался ломать эту схему.

Прошел слух, что вы хотели переименовать фильм?

Да, я собирался назвать его «Король Франции» [смеется]. Один из ведущих сотрудников Apple как-то сказал, что Стив может стать отличным королем Франции с такой манерой поведения. Мне кажется, это был сарказм. Но он бы мне на съемках не помог. Так что мы оставили рабочее название.



Сейчас вы работаете над проектом «На игле 2»?

Да, «На Игле 2» на подходе, мы его, скажем так, «загружаем». Сейчас мы готовимся к съемкам, которые планируем начать в мае-июне следующего года.

Как по-вашему, байопики драматизируют жизненные события, манипулируют фактами?

Факты всегда неоднозначны. Все зависит от того, с кем вы эти факты обсуждаете. Драма, как и сами факты, бывает достоверной или нет. Стэнли Кубрик однажды сказал, что правда может быть скрыта не обязательно в фактах, но и в ощущениях. Соответствует сценарий фактам или нет, но Соркин всегда отличался врожденной правдивостью и порядочностью в работе. И мы до сих пор проводим очень много исследований. Мы лишь пытаемся поймать правдивость самого момента. Это один из важных критериев отбора для фильма, но наиболее важный критерий — это зритель. Именно он в конечном итоге говорит нам, правдоподобно получилось или нет, верит он нам или не верит. Зритель — наш единственный судья.



В вашем фильме Джобс предстает как колосс, приносящий радость, но страдающий манией величия, которого мы в итоге понимаем, даже если он нам не нравится...

Это бескомпромиссный портрет, он не подразумевает привлекательности. Боссы студий говорили: «Разве мы не можем сделать его немного более приятным?». Они не хотят думать, что он представляет из себя на самом деле. А если бы это был Гитлер? «Разве мы не можем сделать Гитлера более приятным?»...

Красной нитью через весь фильм проходит вопрос: можно ли быть одновременно порядочным и одаренным? Воз отвечает на этот вопрос вполне определенно. Но задавать его или нет, могут решить только зрители. И здесь нет однозначного ответа. Воз считает, что такое возможно, и примером служат его поступки и поведение на протяжении всей его жизни. Он отдал фондовые опционы людям, которые, по его мнению, в них нуждались. Он отдал бы свой последний доллар. И он парень, который технически изобрел персональный компьютер. А Стив этот компьютер продал. У Джобса был план — подарить его миру, а иначе тот компьютер мог бы все еще пылиться в гараже.




Расскажите коротко про «На игле 2». Зачем делать сиквел к фильму, который люди почитают за классику, ведь прошло уже 20 лет с момента его выхода на экраны?

Тут два момента. В большинстве фильмов зрители запоминают актера, который сыграл роль, но не имена персонажей. Возможно, только персонажей «Звездных войн» вы назовете безошибочно. Но когда люди говорят со мной о картине «На игле», я понимаю, что они помнят всех моих героев поименно! Это просто невероятно!

И второй момент: когда мы снимали первый фильм, актерам и их героям было чуть за двадцать. В этот период жизни вам может сойти с рук что угодно. С возрастом ситуация меняется. Также поменялась ситуация и у тех, кто смотрел «На игле» примерно в таком же возрасте. И я думаю, этим зрителям будет интересно узнать, что стало с теми персонажами. Звучит довольно уныло, но на самом деле у нас на руках очень сильный сценарий, который, собственно, и привлек старых актеров. Никто из них не собирался сниматься в продолжении, пока они не увидели, что наш сценарий действительно хорош. Мы не хотим разочаровать публику слабеньким сиквелом.


«Стив Джобс» вышел в мировой прокат 23 октября.

Источник: Indiewire
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
58
ВАЛЛ-И
WALL·E (8.50)
59
Вечное сияние чистого разума
Eternal Sunshine of the Spotless Mind (8.50)
60
Заводной апельсин
A Clockwork Orange (8.50)
61
Реквием по мечте
Requiem for a Dream (8.50)
62
Пианист
The Pianist (8.50)
63
Жизнь прекрасна
La vita è bella (8.50)
64
Головокружение
Vertigo (8.50)
65
Жизнь других
Das Leben der Anderen (8.50)
66
Звездные войны: Эпизод 6 - Возвращение Джедая
Star Wars: Episode VI - Return of the Jedi (8.40)
67
Гладиатор
Gladiator (8.40)
весь топ