Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
08.04.2014 21:27

Первый мститель: человек с характером

Внимание, спойлеры!

Начиная рецензию на «Первого мстителя: Другая война» режиссеров Энтони и Джо Руссо, нужно сразу оговориться. Во-первых, будут спойлеры. Рассуждать об этом фильме и не касаться истории смысла нет. Во-вторых, неизбежны сравнения с трилогией о «Железном человеке» и дилогией о «Торе». И заодно с «Мстителями».

Для начала стоит отметить, что «Первый мститель: Другая война» — безоговорочно один из лучших фильмов от Marvel последних лет. Хотя бы потому, что характеры персонажей раскрываются здесь в большей мере, чем стандартное «осознал свои ошибки, исправлюсь», как это было, например, в первом «Торе».



Капитан Америка, не будем лгать, не входит в число самых популярных супергероев. Но он и не относится к аутсайдерам мира комиксов. Его рейтинги то растут, то падают. Ответ на эту нестабильность кроется в его имени. Стив Роджерс задумывался как воплощение патриотического духа Америки, ее идеальный бойскаут. И поэтому популярность его на родине колеблется в зависимости от отношения среднестатистического американца к правительству, степени доверия и восхищения. За пределами Америки популярность Кэпа уже не свести к такому простому уравнению. Нам важно, что сейчас, после скандала с глобальной слежкой и индифферентной позицией правительства по этому вопросу, доверие американцев подорвано изрядно. Но если доверия нет, почему Капитан Америка процветает? В фильме Стив Роджерс не представляет позицию правительства. Более того, он ей противостоит, отстаивая американский дух свободы. И это серьезный шаг для героя, не говоря уже о самой студии.



В первой части «Мстителя», уж будем откровенны, персонаж раскрыться не смог, а предстал перед зрителем несуразно и плоско, подобно своему первоначальному телосложению. Киноманы поняли лишь то, что Стив неадекватно положительный, патриотичный и отзывчивый. Он готов даже броситься на гранату, которая никому не угрожает. А еще фанаты увидели непревзойденное мастерство Кэпа кидать свой щит по невообразимым траекториям. Но никто так и не разглядел настоящего человека за мужественным взглядом и почти мазохистским стремлением не всегда обоснованно лезть на рожон. Да и как тут углядишь за таким-то претенциозным костюмом!

То же самое произошло и в «Мстителях». Да, нам пытались показать психологию персонажа в эпизоде со смертью агента Колсона (все ведь помнят тот трагичный момент с карточками?), но этот сюжетный ход снова не раскрыл характер Роджерса. Крису Эвансу было просто-напросто нечего играть в обоих фильмах. Да что там, его Джонни Шторм в другой супергеройской франшизе «Фантастическая четверка» и то выглядит колоритнее со всеми своими огненными выходками и шуточками. Но в «Другой войне», напротив, нам наконец-то рассказывают о нормальных, человеческих качествах Роджерса. Он не прочь похвастаться своими способностями. Он наивен, но не лишен житейской мудрости. Он — человек с определенными убеждениями, которые выходят далеко за пределы фразы: «Я выполняю приказы с чувством восторга».



Более того, Стив противостоит инициативе поднять в воздух три геликарриера, чтобы следить за людьми и наносить превентивные удары по преступникам, что противоречит его стремлению безоговорочно подчиняться и быть послушным солдатом. Он вступает в прямой конфликт с Ником Фьюри, уговаривая его хотя бы отложить исполнение этого плана. И в этом спорном эпизоде, заметим, раскрыт не только характер Стива, но и персона Фьюри. Безусловно, Сэмюэл Л. Джексон крут во всех предыдущих фильмах от Marvel. Но много ли личного нам показали? Кроме смекалки и профессиональной хитрости, снова ничего. И, честно говоря, крутость Фьюри всегда заключалась в крутости самого Джексона. А в «Другой войне» ему, как нигде ранее, дают развернуться — он устраивает реальную перестрелку на улицах города со стационарным пулеметом и чем-то вроде одноразового светового меча для того, чтобы сбежать. Так зритель получает свою долю первосортного экшена, а персонаж — новую, до того неизвестную, грань собственной личности.



А что с Черной вдовой? Опять же, все мы любим Скарлетт Йоханссон, без сомнений, но что ей было играть в «Железном человеке 2» или «Мстителях»? Персонаж не шел дальше суровых разборок с применением техники айкидо и суетливой беготни. Но в одном том, что на протяжении «Другой войны» Наташа пытается подобрать Стиву девушку, гораздо больше реального, чем в двух предыдущих фильмах. Даже Сэм Уилсон (Энтони Маки), он же Сокол (не путать с Соколиным глазом), внезапно появившийся в этом фильме, оказался человечнее, чем многие персонажи, которых мы видим не в первый раз. В общем, над характерами братья Руссо расстарались на славу.



Что касается экшена, щедро сдобренного спецэффектами, то и здесь все вполне прилично. Ведь, будем честны, зрители не за душевными драмами приходят в кино на супергеройские блокбастеры. Спецэффекты радуют — взрывные, красивые и обильные. К тому же, малютка Стив во флешбэках выглядит на порядок лучше, чем в первом фильме. На физику традиционно по-марвеловски наплевали, но кому какое дело? Оставим это дотошным искателям ляпов и нестыковок. Постановка драк также выполнена на более качественном уровне. В первом фильме у многих вызвали недоумение странные полеты щита Кэпа. Мелочь, казалось бы, но важная. Да, в комиксах он им кидается почем зря, но на экране это выглядело глупо и неуместно. Теперь же Роджерс, во-первых, кидает щит реже и чаще использует его для блоков и ближнего боя и, во-вторых, периодически дерется вовсе без него, демонстрируя свою «суперсолдатовость».



Что касается сюжета, он радует завершенностью, хотя местами нелогичен и предсказуем. Время от времени приходится удивляться, как агенты столь высокого уровня попадаются в западни, которые и ребенок раскусил бы, или насколько Стив может быть наивен. Пара моментов вызывает недоумение, почему создатели так упорно тянут время, создавая искусственную интригу, перед тем, как раскрыть личность Зимнего солдата (Себастьян Стэн), имя которого даже фигурирует в оригинальном названии? Большинство любителей комиксов знают, кто скрывается за маской. На одном из промо-кадров наш бравый злодей с бионической рукой прекрасно виден и без нее. Потому строить сюжет на тайне личности антагониста, как минимум, не продуманно.

И все же, сюжет «Первого мстителя» тем и отличается от сюжетов предыдущих фильмов Marvel, что, вместе с рядовой эпичностью, имеет потенциал влияния на будущие кино- и телепроекты. В нем заложена сама основа масштабности этой истории. А уж сколько кроссоверов можно наплодить благодаря этой задумке братьев Руссо!



Что ж, в целом фильм удался, несмотря на несуразности, которые теперь станут пищей для фанатских споров. Но несомненно одно: кажется, впервые экранизация комиксов Marvel ощущается очень реально. Нет, нам, конечно по сердцу взрывы, стрелялки и прочий зрелищный кавардак. Но в данном случае приятно вдвойне от того, что, когда эта феерия укладывается, в голове остается некий флер большего. Внимание к персонажам, попытка их раскрытия, заставляет привычных героев наконец-то перерасти себя, перестать быть такими же бумажными, как на страницах графических романов, с которых они сошли. История взрослеет вместе с нами, и Капитан Америка из всех героев первым делает этот шаг. Более того, он вполне доказывает свою состоятельность и даже амбициозно оставляет заявку на будущее лидерство в группе Мстителей. Остается только надеяться, что в следующих фильмах Marvel он не сделает шаг назад.
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
208
127 часов
127 Hours (7.90)
209
Переступить черту
Walk the Line (7.90)
210
Волшебная страна
Finding Neverland (7.90)
211
Железная хватка
True Grit (7.90)
212
Офисное пространство
Office Space (7.90)
213
Перекресток Миллера
Miller's Crossing (7.90)
214
Выходной день Ферриса Бьюллера
Ferris Bueller's Day Off (7.90)
215
21 грамм
21 Grams (7.90)
216
Рок-н-рольщики
Sing Street (7.90)
217
300 спартанцев
300 (7.80)
весь топ