Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения одного из самых честных и своеобразных отечественных режиссеров современности — Алексея Балабанова. Он ушел от нас в мае прошлого года, проделав существенную брешь в рядах тех кинематографистов, которым мы верили. Верили «несмотря» и «вопреки».
Никто не снял и уже не снимет о 90-х ничего лучше «Брата» — фильма, который можно смотреть с любого места, в любом состоянии, в любой компании. В век засилья натужно патриотичных, ревизионистских военных, высокобюджетных и без меры пафосных проектов вряд ли кто-то рискнет перенять эстафету у «осмысленного и беспощадного».
А если и рискнет, то сумеет ли с такой хирургической точностью оголять и вскрывать, рассматривать под микроскопом и анализировать тех демонов нашей души, о которых и хотелось бы забыть, но они приходят во снах?..
Поздний Балабанов, безусловно, снимал для зрителя, понимающего разницу между чернушно-эксплуатационным кино и распластанной на прозекторском столе киногения бесстыжей действительностью. Если не хотите смотреть «Груз 200», посмотрите «Морфий». В конце концов, оба этих фильма — часть нашей истории. Не самая привлекательная ее часть, но в школе такое не проходят.
И уж обязательной к просмотру (сегодня и впоследствии регулярно, как флюорография) для каждого думающего зрителя является лента «Про уродов и людей». Как сказал о ней актер Виктор Сухоруков, «покажи эту картину инопланетянам, и по ней они смогут расшифровать если не весь мир, то, по крайней мере, Россию».