Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
10.04.2012 23:09

О вере и нафталине

Когда старых героев достают из загашников, чтобы срубить деньжат, получается то, что получается: нечто унылое и с бьющим в нос запахом сугубо коммерческого проекта. Юра Шатунов, чей голос с годами не стал менее противным. Советские мушкетеры с такими усталыми глазами, что смотреть больно. «Секретные материалы» 2008 года, срежисированные неизменным Крисом Картером, который выступил также продюсером и, в соавторстве с Фрэнком Спотницом, сценаристом.

Конечно, Дэвиду на момент съемок было всего 47, а Джиллиан и сейчас молодая и интересная, но запах нафталина все равно свиреп. Сценарий, режиссура и игра столь плохи, что было бы честнее поставить актеров у входа в Голливуд — фотографироваться с туристами. Потому что они не играют, а ходят и начитывают плохой текст. А еще потому, что нет у фильма того обаяния, который был у сериала. Все искусственное, все шито белыми нитками.

Вот нам сообщают, что Скалли стерла пыль с медицинского диплома и пошла работать в больницу — и зрителю заранее понятно, что работает она матерью Терезой, никак не меньше, то есть принимает серьезные решения, высказывает на консилиумах свое глубокое имхо и, конечно, много страдает, не выходя из образа сдержанной чекистки периода Гражданской войны. Девушка с возрастом похорошела, правда, по-прежнему выражает волнение только одним способом — оттопыривая нижнюю челюсть.

Потом выясняется, что Малдер «отошел от дел» — и снова пошли банальности. Комната, чьи стены несколько декораторов по-быстрому залепили как бы газетными вырезками. Актер, которого попросили несколько дней не бриться, а потом взъерошить волосы, принять форму кресла и смотреть грустно, еще грустнее, еще, кому говорят! Чем он занимается? Сидит дома. Газеты режет. Страдает.

Но все это как-то неубедительно. Посмотрите телеинтервью с любым из наших старых служителей Системы — выправка, подтянутость, ясное мышление. Трудно представить, чтобы какой-нибудь агент в отставке собирал «сенсационные» статейки из бульварных газетенок и обклеивал ими стены, а главное — ничего не делал. Таким людям просто не свойственна душевная и физическая лень.

Малдер из «Хочу верить» — не агент и даже не пародия на агента. Это недоразумение и попытки изобразить рефлексию с помощью скудных, пардон, лаконичных средств. И когда Фокс начинает канючить, что вот, мол, плохое ФБР ему пакости делает, становится сначала смешно, а потом гадко. Такое клише, да еще в таких устах. Кажется, востребованный актер и сам себе не очень верит.

И только одна мысль в глазах: вау, смотрите все, я тот самый Малдер Фокс, правда, круто? Этот деморализованный тип, похожий на участника общества анонимных алкоголиков, настолько беспомощен, что трудно понять, как это он при всей своей несобранности, ненаблюдательности и неосторожности девять лет умудрялся выживать среди оборотней и гуманоидов?

Священник, один из ключевых персонажей, слеплен по тому же принципу: побольше штампов. Легко представить, как авторы сидели в баре и щелкали пальцами. А давай, он будет педофилом? Нет, не так, лучше голубым педофилом, да? А давай, у него, как в «Стигматах», кровь откуда-нибудь будет капать? А давай, он еще будет экзорцистом? А давай, замутим драматическую сцену, ну, такую, с монологом, чтобы он говорил цитаты из Библии, а на заднем плане звучала музыка?

В общем, получилось вот что. Некто похищает женщин. У священника видения, он ходит по снежному полю, отыскивая следы врагов. Не очень понятно, какое отношение ко всему этому имеют агенты Малдер и Скалли, их присутствие в картине представляется надуманным. Коварный дальнобойщик сотрудничает со злыми учеными на ниве торговли органами. Скалли как бы все время сомневается, Малдер как бы выходит на след, но потом банально получает по небритой балде, и только своевременное появление «вон той группы в полосатых купальниках» сохраняет ему жизнь до следующего фильма.

И название, включающее раскрученный сериальный слоган. Что имели в виду авторы, кто и кому хочет верить? Малдеру, который вяло бубнит мантры про зеленых человечков? Священнику, чей искусственно созданный образ трещит по швам и готов развалиться, как снеговик под весенним солнцем? Скалли, которая без конца терзается по разным поводам?

Ответ для таких фильмов сформулировал еще Станиславский, его резолюцией успешно пользуется уже стопицотое поколение режиссеров, актеров и этих, из зала. Посему было бы уместнее именно такое название: «Секретные материалы: Не верю!» А вот музыку надо оставить без всякого улучшайзинга, она классная.

И напоследок надо сказать, что это второй полнометражный фильм по «Секретным материалам», первый — «Борьба за будущее» — вышел в 1998 году (тогда Картер дал посидеть в режиссерском кресле Робу Боуману). А в декабре нынешнего года вроде как планируется выпустить третий фильм, про зеленых человечков (на радость Малдеру), но там все очень туманно — они то снимают, то не снимают, то денег нет, то хронометраж постельных сцен не согласован. И как таким людям верить?
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
152
Район №9
District 9 (8.00)
153
Парк Юрского периода
Jurassic Park (8.00)
154
Звездный путь
Star Trek (8.00)
155
Корпорация монстров
Monsters, Inc. (8.00)
156
Жизнь Пи
Life of Pi (8.00)
157
Эдвард руки-ножницы
Edward Scissorhands (8.00)
158
Миллионер из трущоб
Slumdog Millionaire (8.00)
159
Изгоняющий дьявола
The Exorcist (8.00)
160
Убить Билла 2
Kill Bill: Vol. 2 (8.00)
161
Казино Рояль
Casino Royale (8.00)
весь топ