Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
02.12.2011 19:00

Рецензия на фильм Василия Сигарева «Волчок»

Если отечественный мейнстрим в последнее десятилетие клонится все больше в сторону «экзотики», фантастики и военных эпопей, то авторское кино окопалось в районах «социальных тем», граничащих с чернухой. Чем страшнее — тем интереснее. Оговоримся сразу: то, что у нас называют «коммерческим кино», на Западе воспринимается в лучшем случае как «экзотика». В качестве примера приведем «Дозоры» Тимура Бекмамбетова, самую большую и единственную за последние 10-15 лет коммерческую удачу. За границей вакханалия «иных» шла под маркой «русская экзотика», не иначе.

Романтическая комедия Авдотьи Смирновой «Два дня» — удивительное исключение из всех неутешительных тенденций отечественного «мейнстрима», которое лишь подтверждает железобетонное правило. Попытку «прорваться к простому зрителю» Андрея Звягинцева с его «Еленой» можно было бы засчитать, если бы автор действительно хотел с этим зрителем поговорить, а не вытереть о него ноги.

Что касается артхауса — то здесь выстроились в ряд прочные и не менее железобетонные «лбы», заявляющие свой протест в самой что ни на есть «чернушной» манере»: бытовуха, мат, неприглядная действительность (о документальном кино можно забыть). Целая плеяда молодых и талантливых встали под знамена Алексея Балабанова и ринулись — кто из провинциальных театров, кто из смежных профессий — правду говорить. Кирилл Серебренников, Иван Вырыпаев, Алексей Попогребский, Николай Хомерики. Имя им легион. Молодость, злость, талант — у них есть все. И получается очень неплохое кино. После просмотра которого всегда возникают неудобные вопросы и неоднозначное впечатление. Можно ругать и хвалить смело через строчку — не ошибетесь.

Однако отечественная «новая волна» (как хотелось бы, чтобы она стала действительно новой) обладает удивительно отталкивающим свойством, разрушающим любую, самую крепкую постановку: этим режиссерам не веришь.

Не в тот факт, что авторы, мол, рассказывают небылицы, что «так не бывает» на самом деле. Нет, бывает и продолжается. С их героями мы видимся каждый день — может, даже и в зеркале. А вот отношение режиссеров к своему «материалу» — во многом умозрительное и надуманное, прикрытое модным словом «притча», выбивает почву из-под ног у зрителя, а их приемы, с особой тщательностью и профессионализмом подобранные, кажутся отчего-то очередной забавой насмотревшихся «умных европейских фильмов» мальчишек и девчонок. Возникает вопрос: для кого готовилось их послание?

Так случилось и с «Волчком» — полнометражным дебютом екатеринбургского драматурга Василия Сигарева, которого открыл в театре как раз Серебренников, поставивший спектакль по его пьесе «Пластилин».

О чем фильм? Про дно — во всех его проявлениях. Бытовое, духовное. Про жертву и хищника. Про дочь, которая, подобно волчонку, предана своей беспутной матери, и молодую женщину, желающую «жить, жить, жить», пребывающую в поисках непрерывных дешевых наслаждений — секса и водки.

Маленький, тусклый и мрачный мир безымянного поселка в глухой провинции показан глазами ребенка, у которого есть только одна игрушка — волчок. Из реальных друзей — портрет утонувшего мальчика, песочница — на кладбище, вместо шоколада — гематоген. И животная привязанность к матери, которую она ждет по ночам, мигая в окошке маячком — настольной лампой. Привет Терри Гилльяму из «Страны приливов» да русским колыбельным про волчка, который придет и «укусит за бочок.

Типичный сюжет для типичного нового молодого режиссера. Ходульность сюжета и основы артхауса: все было плохо, а станет еще хуже; обязательный мат; асоциальный герой, отрешенный от мира. Сценарий для еще одного «груза» готов.

С небольшой разницей. Балабанов не просто тычет в лицо зрителю его же грязными штанами — при откровенной натуралистичности в каждой своей работе он остается великим гуманистом, чья трагическая ирония роднит режиссера с его итальянским собратом Феллини.

Конечно, пласт жестких и мрачных картин — это всего лишь ответ на сегодняшнюю реальность и засилие «патриотизма». Понятен ход мыслей, идея, — однако «не все дороги ведут к храму». Прежде чем разрушить, стоит подумать, что ты хочешь построить на пустом месте.

Шок как основной прием был перенят Сигаревым у своего учителя, выдающегося драматурга Николая Коляды. Однако огрев зрителя тяжелым предметом по голове, режиссер даже не задумался, что делать с этим зрителем дальше…
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
134
Суперсемейка
The Incredibles (8.10)
135
Кошмар перед Рождеством
The Nightmare Before Christmas (8.10)
136
Крупная рыба
Big Fish (8.10)
137
Рататуй
Ratatouille (8.10)
138
Выпускник
The Graduate (8.10)
139
Принцесса-невеста
The Princess Bride (8.10)
140
Голодные игры: И вспыхнет пламя
The Hunger Games: Catching Fire (8.10)
142
Рестлер
The Wrestler (8.10)
143
Волшебник страны Оз
The Wizard of Oz (8.10)
весь топ