Гляжусь в него как в зеркало: рецензия на фильм «Луна 2112»
Каково это - чувствовать себя морковкой? Причем не первой свежести и выращенной не где-нибудь на грядках черноземья, а в космической рукотворной теплице. И знать при этом, что на смену тебе придет другая морковка, и даже твое самоубийство ничего не изменит, потому что ты изначально выращена в расход.
О том, каково это, нам расскажет Сэм Белл в исполнении несправедливо лишенного «Оскара»Сэма Рокуэлла в фильме Данкана Джонса«Луна 2112». Сэм Белл считает, что он получил классную работу на Луне, что дома его ждет любящая жена и лапочка-дочка, что до конца рабочей трехлетки осталось всего-ничего, и скоро он вернется домой, в нормальную человеческую жизнь. Ключевое слово здесь - считает.
Однажды Сэм, в очередной раз заступив на вахту, попадает в лунное ДТП и очухивается в изоляторе. Его начинают терзать какие-то смутные сомнения, и чтобы их развеять, астронавт отправляется на место ДТП прояснять обстоятельства. И находит там себя. Не просто двойника, а копию, родинка в родинку, волосок к волоску повторяющую оригинал. Вот уж воистину «гляжусь в тебя как в зеркало до головокружения...» А потом оба Сэма понимают, что они не более, чем генномодифицированные морковки...
Абсурдность ситуации усугубляет единственный друг Сэма - робот Герти (в озвучании Кевина Спейси, ради которого стоит смотреть «Луну» в оригинале), с одной стороны, проявляющий гиперопеку, а с другой - дико выстегивающий Белла своим нежеланием отвечать на главные вопросы. Впрочем, вопрос «что происходит?» на деле оказывается не таким уж и главным, по сравнению со «что делать?» и «но как?!». Ответы на них обоим Сэмам приходится искать самостоятельно.
Что такое одиночество трех лет работы в замкнутом помещении по сравнению с ощущениме тотального одиночества от постижения Правды (да как вообще такое можно постичь!)? Кстати, о замкнутом помещении - Сэм Рокуэлл со своим немного одутловатым и сероватым лицом пришелся в «Луну» очень кстати, именно так должен выглядеть человек, лишенный прогулок на свежем земном воздухе.
Но Рокуэлл поразил не лицом. Когда знаешь, что главный актер будет в фильме один, а не главных не предполагается вообще, это как-то заранее настораживает и напрягает. Ибо держать зрителя у экрана в одиночку, только своей игрой, без единого монстра в кадре и даже без какого-то внятного (очень красивого, но не рвущего) саундтрека - это такой адов труд, что даже не верится, будто сегодня он еще кому-то под силу. Кроме талантищ-громадин, конечно. Типа Нонны Мордюковой.
В общем и целом режиссер-дебютант Данкан Джонс выступил феерически. По всему видно, Зоуи Боуи не просто является большим фанатом фантастики, но может, переварив тонны ее, добавить от себя весомых идей и выдать эксклюзивный, а главное - не унылый авторский продукт. Эталонное новье с привкусом классиков фантастики, но без откровенного плагиата.
Начав интервенцию в самые захолустные кинотеатры разных стран, Данкан Джонс выходил из них абсолютным победителем в полном молчании офигевших зрителей, даже той самой прекрасной зрительской половины, которая посетила сеанс за компанию, а «вообще фантастику не очень». И пошел саундтрек Клинта Мэнселла (да-да, то самый, что и «Реквием по мечте») гулять по айподам, а обои из «Луны» - по рабочим столам. «Луна 2112», как ее окрестили в нашем прокате, оказалсь в топе IMDB чуть ли не до того, как ее начали толком показывать.
Резюме: 97 минут странного, тотального, вселенского одиночества причудливых форм, от которого некуда бечь, из них примерно 80 - талантливейшее актерское соло Сэма Рокуэлла. С наладонника смотреть строго не рекомендуется.