Мы не знали, а спойлеры-то, оказывается, увеличивают удовольствие, а не лишают его. К такому парадоксальному выводу, как сообщает ресурс TVGuide, пришли неугомонные американские ученые-психологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего.
Для проверки своей безумной, на первый взгляд, гипотезы они взяли литературные произведения — три типа различных историй таких писателей, как Джон Апдайк, Роальд Даль, Агата Кристи и пр. Выяснилось, что читателям больше всего понравилось, когда информация, содержащая спойлер, была включена в середину истории. Сами ученые были в шоке от полученных результатов. «Как и большинство читателей, я никогда не заглядываю в конец книги перед тем, как прочесть ее, — обескураженно говорит один из исследователей, Ник Кристенфельд. — Мы все были весьма удивлены полученными результатами».
А исследование проводилось таким образом: читателям давали два варианта историй — непосредственно оригинал и тот же рассказ, но со вставленным в его середину спойлером. Большинство подопытных ответственно заявили, что второй вариант намного интересней. Соавтор исследования, Джонатан Левитт, тут же сделал выводы, что негативное отношение к информации, раскрывающей сюжет, может быть надуманным. «Может быть, и подарки на день рождения не заворачивать в упаковку, и помолвочные кольца в шоколадный мусс не прятать?» — развил тему Джонатан.
Итак, по мнению исследователей, сюжет — это всего лишь скелет хорошего произведения, и получение удовольствия от книги или фильма никак с ним не связано. Ведь многие читают одну и ту же книгу или смотрят любимый фильм по 20 раз, не страдая от того, что конец известен. По большому счету и задача режиссера не сводится к тому, чтобы вовремя показать — «это сделал дворецкий». К тому же, когда зритель знает сюжет фильма, он начинает обращать внимание на другие детали, не зацикливаясь на «дворецком».
По словам исследователей, статья, которая будет опубликована в журнале Psychological Science, сообщит всем «сенсационную» новость — успех произведения не зависит от одного лишь саспенса. Означает ли это, что теперь все продвинутые читатели этого журнала перестанут избегать спойлеров в кино и сериалах? На этот счет остаются некоторые сомнения...
Может, проверим, на практике?
Ниже предлагаем вам ознакомиться со спойлерами некоторых фильмов. Выберите из них те, что еще не смотрели, и протестируйте гипотезу американских ученых. Может быть, нам действительно в новостях и рецензиях не стоит больше предупреждать о наличии спойлеров?
«Шестое чувство»: герой Брюса Уиллиса — привидение.
«Другие»: героиня Николь Кидман — тоже привидение.
«Доктор Хаус», 21 эпизод, 6 сезон: Кадди признается в любви Грегу.
«127 часов»: Арон отпилит себе руку.
«Пила: Игра на выживание»: безумный маньяк лежит на полу в виде трупа.
«Семь»: в коробке — голова жены героя Брэда Питта.
«Мгла» (фильм): помощь придет после того, как Дэвид уже застрелит всех сидящих в машине, включая собственного сына.