Кликните, чтобы не дожидаться завершения операции
[ закрыть ]
28.05.2011 23:29

Танцы со стронцием: рецензия на фильм «В субботу»

Думается, широкая публика не оценила фильм В субботу режиссера Александра Миндадзе, так как сама себя обманула. Все ждали хорошее кино про Чернобыль, и правильно, что ждали - ведь у нас до сих пор его нет. Есть про последствия (Аврора), есть так называемые пророческие (Сталкер, уж извините, что с Авророй в один ряд), а хорошего фильма про ЧАЭС и ликвидаторов аварии нет. Увы, придется подождать еще. В субботу - это фильм не про катастрофу на реакторе, это про катастрофу в голове.

Валера (Антон Шагин), партсекретарь и работник АЭС, случайно узнает о взрыве. И бежит, бежит сломя голову спасать самое дорогое - свою любовь Веру (Светлана Смирнова-Марцинкевич). Буквально выхватывает ее из душа и волочет на поезд. Однако у девушки ломается каблук, поезд уезжает, и Валера застревает в городе, где фонит так, что у счетчиков Гейгера не хватает делений шкалы. Валик остается один на один с проблемой - спасать людей, открыв правду и тем самым посеяв страшную панику, либо держать слово, молчать и валить по-тихому. Между тем, у людей суббота. Они хотят в красивых одеждах гулять и веселиться.

В этом фильме объединились две важные темы русской литературы, которые давно перекочевали в кино: уход (в данном случае - убегание, как правило, от проблем, от жизни и вообще от себя) и «пир во время чумы», который, если осмотреться, у нас все веселее с каждым днем. Чтобы обычные граждане поменьше думали о наркомании и бюрократии, высокой смертности и низком уровне жизни, их пичкают «Танцами со звездами», «Аншлагами» и прочими Малаховыми-Малышевыми. И мы с удовольствием эти пилюльки глотаем. А потому что у нас «суббота», мы ничего не хотим знать и ни о чем не хотим думать.

Так и здесь. Валера все время куда-то бежит, ломится сквозь кусты и праздношатающихся людей. А за ним ломится талантливый румынский оператор Олег Муту, потрясая своей камерой. Но это не выглядит неуместным артхаусным приемом, потому что взрыв, потому что в голове у Валеры все также трясется и мысли несутся, обгоняя одна другую, и полный хаос и смятение. Это убегание похоже на кошмарный сон, потому что Валик, куда бы ни бежал, постоянно оказывается возле станции, как заколдованный. Может быть, чтобы расколдоваться, нужно было все-таки рассказать людям правду?

Однако правду узнают только музыканты группы, в которой Валик некогда играл на барабанах. Эти музыканты ему такие же друзья, как Вера - девушка, то есть никакие. И вообще он весь какой-то нескладный, этот Валера, какой-то не цельный. Даже убежать не смог нормально, и в итоге вынужден был взойти на сцену и играть.

Вторая половина фильма - это свадьба, которая «пела и плясала, и свадьбу эту крылья вдаль несли»... Крылья стронция-90, который медленно откладывался в костях и костном мозге гуляющих, чтобы потом убить их всех.

Знакомые песни звучат как заклинания: истеричная агузаровская «В чем дело, объясни?», жутковато-пророческая «Пусть будут у нас сотни радостных глаз» и совсем шаманская «Коляда». А сумасшедшее соло Валерика на барабанах? Одна из лучших сцен в фильме. Как будто он пытается выбить радиацию, заговорить ее, отпугнуть от себя звуком, прекрасно понимая, что не жилец.

Как один из его приятелей подметил, мол валить надо, «пока живы... если живы...» Все играющие на сцене музыканты, благодаря Вере, уже знают об аварии, но продолжают играть, потому что суббота, потому что свадьба и «самый чёс». Играют как в последний раз, а скорее всего и правда в последний.

Из минусов картины: немного напрягла речь героев. Понятно, что это художественный прием, но в жизни люди такой сложный синтаксис не используют, поэтому в сочетании с не очень качественной озвучкой половина текста просто теряется.

Кроме того, на гордоновском «Закрытом показе» фильма В субботу несколько экспертов подметили некоторые фактические ляпы. И хотя в фильме не уточняется, какой именно это город, и какая АЭС, сам режиссер утверждает, что в работе пользовался задокументированными воспоминаниями очевидцев.

Фильм смотрится на одном дыхании. Тревожность нарастает и трансформируется в окончательную истерику мозга. Реальность становится похожа на чей-то bad trip, на страшный сон с привкусом батарейки во рту. Тщетная попытка вырваться из ада, когда тебя держат за ноги, и единственное, что остается - орать песни и грозить дьяволу кулаком.
Рубрика: Рецензия
Теги: пост, рецензия
Поделиться:


Telegram-канал

Топ 250
230
Машинист
The Machinist (7.80)
231
Ральф
Wreck-It Ralph (7.80)
232
Аэроплан
Airplane! (7.80)
233
Королевство полной луны
Moonrise Kingdom (7.80)
234
Идентификация Борна
The Bourne Identity (7.80)
235
Суд над чикагской семеркой
The Trial of the Chicago 7 (7.80)
236
Горбатая гора
Brokeback Mountain (7.80)
237
Эффект бабочки
The Butterfly Effect (7.80)
238
Счастливое число Слевина
Lucky Number Slevin (7.80)
239
Реальная любовь
Love Actually (7.80)
весь топ