Последний год уходящей десятилетки оказался важной вехой в истории российского кино, поэтому следить за поисками уникального авторского стиля и необычного кинематографического языка было особенно захватывающе. Сразу несколько отечественных режиссеров не побоялись обратиться к теме войны и посттравматического синдрома, о которой чаще размышляют в разрезе оголтелого пафосного патриотизма. Однако «Война Анны», «Мальчик русский» и «Дылда», вошедшая в шорт-лист оскаровских номинантов, показали, что о войне можно говорить гораздо тоньше. Исследование суровой российской действительности и рефлексия на тему 90-х — тренд, который останется с нами надолго. К тому же «Русский бес» и «Бык» продемонстрировали, что еще рано оставлять эту эпоху в прошлом.
Этот год российского кино напомнил, что не стоит стесняться тем и проблем, важных для нашей страны и нашей истории. Литературоцентричность и смелость высказывания отличают множество новых отечественных фильмов и привлекают внимание зрителей, привыкших обходить наше кино стороной. Предлагаем вспомнить самые яркие, откровенные и необычные ленты 2019 года, которые достойно завершают 2010-е и открывают путь новой эпохе.
Драма «Дылда» Кантемира Балагова поборется за премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Эта приятная для всех поклонников творчества режиссера новость пришла от председателя Российского оскаровского комитета Владимира Меньшова. Прошедшей весной, напомним, талантливый 28-летний постановщик из Нальчика стал одним из триумфаторов Канского кинофестиваля, получив две награды — за лучшую режиссуру и приз ФИПРЕССИ.
Фильм Балагова рассказывает о послевоенном Ленинграде, в котором травмированные и с большим трудом приспосабливающиеся к мирной жизни фронтовые подруги пытаются наладить свой быт, снова научиться любить и радоваться простым вещам. «Дылда» вышла в широкий прокат 16 мая и собрала 427 тысяч долларов. Подробнее о том, чем запомнилась критикам вторая работа Кантемира, можно прочитать здесь.
Создатели «Войны Анны» начали оскаровскую кампанию
Объединенная сеть кинотеатров «КИНО ОККО» («Формула кино» и «Синема Парк») проведут повторный показ военной драмы «Война Анны» режиссера Алексея Федорченко. Картина стала лауреатом премии «Ника» 2018 года в номинации «Лучший игровой фильм», а также премий «Золотой орел» и «Белый Слон». В прокате фильм будет идти с 20 по 26 июня. Показ было решено повторить по двум причинам: во-первых, картину не смогли посмотреть все желающие, а во-вторых, для выдвижения ленты на премию «Оскар» необходимо выполнить условие по продолжительности проката — минимум семь дней. Ранее картина участвовала в четырехдневном прокате во время майских праздников.
«После экспериментального проката 9-12 мая мы получили сотни положительных отзывов от зрителей в социальных сетях и огромную поддержку от наших коллег в сфере кино, культуры, шоу-бизнеса. До этого фильм был отмечен ведущими кинопремиями страны, но главный судья любого кино — зритель, — сказал продюсер фильма Андрей Савельев. — Именно эта живая реакция на "Войну Анны" убедила нас принять предложение Объединенной сети кинотеатров "КИНО OKKO" и показала, что у фильма есть потенциал побороться за выдвижение на премию "Оскар" от России. Недельный прокат с объединенной киносетью даст нам такую возможность».
Наступающая неделя в нашем прокате пройдет под знаком Дня Победы: сразу несколько новинок так или иначе будут затрагивать тему войны. Самой сильной из них, уже заслужившей статус обязательной к просмотру, является «Война Анны» — камерная история о военных реалиях глазами ребенка. Если вы тяготеете к более эпичному зрелищу, попробуйте сходить на драму под названием «Коридор бессмертия», название которой отсылает к расположенному возле блокадного Ленинграда «коридору смерти», также известному как Дорога победы. По этой временной железнодорожной линии в город под регулярными обстрелами доставлялось продовольствие. Фильм расскажет о том, как ее строили и какую важную роль она сыграла в обороне Ленинграда и прорыве блокады.
Еще одну картину о военных действиях, но уже в Афганистане конца 80-х, представит выдающийся отечественный кинематографист Павел Лунгин, а зарубежные киноделы расскажут о войне с терроризмом посредством основанной на реальных событиях драмы о теракте в Мумбаи.
В московском государственном театре «Русская песня» прошла 32-я церемония вручения премии «Ника» за достижения в области кинематографа в 2018 году.
Лидером по числу номинаций, оглашенных еще в конце февраля, стала биографическая драма «Лето». Картина Кирилла Серебренникова получила рекордное количество упоминаний — двенадцать. Следом за ней шла «Война Анны» с десятью номинациями. Она же и была названа лучшим фильмом 2018 года. Любопытно, что жюри так и не смогло определиться с победителем в категории «Лучшая мужская роль», а потому крылатые статуэтки получили сразу двое — Алексей Серебряков и Евгений Цыганов. Примечательной прошедшая церемония стала еще и потому, что впервые в истории «Ники» одну из главных кинонаград в российском кино вручали режиссерам монтажа.
Чемпионом по сборам за рубежом стала мультипликационная сказка «Снежная королева 3. Огонь и лед», заработавшая $14 млн, а продолжение франшизы о приключениях друзей-богатырей «Три богатыря и принцесса Египта» стало кассовым рекордсменом среди анимационных фильмов в российском прокате — его бокс-офис составил свыше 800 миллионов рублей.
Кроме гран-при, «Война Анны» также получила награду за лучшую режиссуру, что является редкостью для «Золотого орла». Фильм рассказывает трагическую историю девочки, оказавшейся в оккупированном германскими войсками селе в самом начале Великой отечественной войны.
Киносеть «Москино» и журнал «Искусство кино» сделают замечательный подарок ценителям авторского кинематографа. По сведениям ТАСС, с 24 по 31 января в столичном кинотеатре «Космос» пройдет первый международный фестиваль «Искусство кино х Москино».
Москвичи и гости столицы смогут совершенно бесплатно увидеть два десятка картин талантливых российских и зарубежных режиссеров. Чтобы попасть на киносеансы, зрителям достаточно зарегистрироваться на сайте «Москино».
Сегодня завершился главный в нашей стране фестиваль отечественного кино — 29-й по счету «Кинотавр». С 2004 года смотр преследует благородную и, как нам кажется, вполне оправданную цель — освещать исключительно наш кинематограф. А освещать есть что. Вопреки расхожим доводам обычных зрителей и даже некоторых критиков, российское кино не просто существует, оно обладает собственным мощным голосом и безошибочно отражает все мучающие общество проблемы. К тому же оно живет неотрывно от нашей с вами действительности: каждый второй раз со сцены Зимнего театра звучали призывы к справедливости в целом, и в отношении Кирилла Серебренникова и Олега Сенцова в частности.
Российское кино умеет быть актуальным и метким, как картина Авдотьи Смирновой «История одного назначения», о которой мы напишем подробнее чуть позже. Острым и волнующим, как лента Ивана И. Твердовского «Подбросы» (о ней можно почитать по этой ссылке). Наши с вами соотечественники, талантливые авторы, несмотря на скудный бюджет и препоны со стороны госструктур, знают, как задеть за живое, попасть в самое сердце адресата и оставить с чувством наполненности и благодарности, как сделала это Наталия Мещанинова в драме «Сердце мира» (о ней мы также напишем подробнее). Наконец, российское кино умеет смешить до слез, заставлять не на шутку нервничать и дарить совершенно новый зрительский опыт. Очень рекомендуем для этого картины «Русский бес» и «Дядя Саша» (что это были за эксперименты, читайте тут).
В эти по меркам жаркой Кубани недостаточно теплые дни на Черноморском побережье, в городе Сочи, стартовал самый важный фестиваль во всей российской киноиндустрии. Стартовал мощно — с картины «Лето» опального Кирилла Серебренникова. Но учитывая, что фильм со дня на день появится на всех экранах страны, это решение было скорее стратегическим, призванным привлечь к событиям в жизни режиссера взгляды всего киносообщества. В отличие от своего старшего брата — киносмотра в Каннах — «Кинотавр» никогда не приглашает на свою гостеприимную территорию дорогостоящие блокбастеры вроде «Викинга» или «Матильды» (разве что в программу «Кино на площади», где лучшие, уже вышедшие, картины доступны абсолютно каждому желающему). И все же, к примеру, Канны в этом году открывались очередной главой «Звездных войн» — «Ханом Соло». У нас же фестиваль — это по-прежнему чисто авторский проект. Однако если вы, дорогие читатели, на этих словах решили, что участники и призеры «Кинотавра» недостойны вашего внимания, то вы жестоко ошибаетесь.