В Петербурге пройдет ретроспектива Алексея Германа
В северной столице пройдут творческий вечер памяти и ретроспектива фильмов режиссера Алексея Германа. Мероприятия запланированы с 21 по 27 февраля в главном зале «Дома кино», где встретятся друзья и единомышленники знаменитого режиссера. В числе приглашенных — артисты Леонид Ярмольник, Юрий Клименко, Юрий Кузнецов, Виктор Извеков. Вести встречу будет искусствовед и кинокритик Михаил Трофименков.
20 июля Алексею Герману могло бы исполниться 80 лет. Сегодня, как и тридцать лет назад, он остается одним из самых непонятых режиссеров. Важно подчеркнуть: именно непонятым, а не непонятным. Его шедевр «Хрусталев, машину!» освистали в Каннах, куда постановщик прибыл уже в статусе мэтра и живого классика. Правда, практически сразу же опомнились и потом еще год подобострастно, чрезмерно хвалили. Фильмы Германа начинают существовать в жизни человека только по запросу, по осмысленному волеизъявлению. Но погрузиться в них — это ни с чем не сравнимый радикальный опыт. Главное в этом случае — найти себе место посреди бесконечного хаоса, мира не сложного, но до крайности полноводного, всегда выходящего из берегов. А еще — понять, что сухим из воды выйти не получится.
Герман, как и все великие режиссеры, — человек-миф. Хотя всю жизнь он упорно сопротивлялся мифологизации. Например, в каждом интервью отрицал, что снимает долго, мол Кубрик, бывало, снимал еще дольше. Яростно отмахивался от разговоров о сложности и непонятности. И этот текст как раз о том, что если не предвзято посмотреть на его творческое наследие, то нам не останется ничего, кроме как с ним согласиться.
Казалось бы, с наступлением эры цветного кинематографа снимать фильмы на черно-белую пленку уже не имеет смысла. Впрочем, иногда режиссеры принимают решение создавать свои картины именно в таком вот «нерадужном» формате.
Руководствуются они разными причинами. Кто-то хочет подчеркнуть «документальность» ленты, кто-то — углубить драматичность сюжета, а кто-то таким образом желает повысить эстетическую ценность произведения.
Сегодня выдающемуся отечественному режиссеру Алексею Германумогло бы исполниться 75 лет. Как однажды Алексей Юрьевич признался журналу Esquire, он очень любил свою страну, «хотя она жестокая и ужасная, как жестокая мама».
О такой стране он и снимал свои фильмы, в которых человеческое являлось единственным мерилом царящего вокруг хаоса. Картины Германа, на съемки которых он тратил чудовищное количество времени и самого себя, говорят зрителю о чем-то настолько важном, что смотреть их местами может быть физически больно. Страна отвечала взаимностью, определяя фильмы Мастера на полку, где они лежали годами.
В Санкт-Петербурге на 75-м году жизни скончался кинорежиссер, сценарист, актер и продюсер Алексей Герман. Об этом написал его сын, Алексей Герман-младший, в своем блоге на сайте «Эхо Москвы».
«Сегодня умер мой отец. Умер, не приходя в сознание в Военно-медицинской академии в Петербурге. Врачи сделали все возможное и невозможное для того, чтобы спасти отца. И не их вина, что они не смогли его вытянуть. Они делали свое дело честно, благородно, и у меня нет сомнений в том, что где-нибудь в мире врачи могли бы сделать больше, чем сделали у нас в Петербурге. Спасибо им. У него просто остановилось сердце. Спасибо и многим друзьям, кто поддержал нас в это время».