В последние годы о нем принято говорить полушепотом на кухне в кругу самых близких друзей. Ностальгировать по славным прежним временам, когда все было другим, — артисты талантливее, режиссеры смелее… О современном российском кино рассуждать стало зазорно и даже неловко, смотреть его — тем более. Что же оно такое наконец — «Летучий голландец» или кот Шредингера, который вроде есть, а вроде его и нет?
В начале 2016-го нам торжественно пообещали, что год российского кино запомнится яркими премьерами, неожиданными решениями и попросту хорошими работами на всех уровнях — от актеров до осветителей. LostFilm.INFO попытался выяснить, что же получилось у вечно критикуемых российских режиссеров в ушедшем году. Удивительно, но 2016-й оказался щедр на отечественные проекты с эпитетом «самый» — самый кассовый, рейтинговый, разрекламированный... Случались и победы в бокс-офисе, и скандалы, и жесткие дискуссии, и громкие удачи.
К своему 65-летнему юбилею Александр Сокуров подошел в ранге одного из самых титулованных и признанных российских режиссеров. Перечень его наград, почетных званий и фестивальных призов вряд ли можно уместить в один абзац. Но главное, что удалось Александру Николаевичу за эти годы, — отстоять свое особое видение мира и покорить им буквально весь земной шар. Хотя, как и многим, тогда еще советским, режиссерам, ему пришлось преодолеть для этого немало трудностей.
Например, история с первым игровым фильмом Сокурова уже стала хрестоматийной. Для своей дипломной работы во ВГИКеАлександр Николаевич решил снять картину по мотивам «Реки Потудань» Андрея Платонова. Получившийся результат вызвал бурю негодования среди преподавательского состава, разразился огромный скандал, который даже вышел за пределы института. Работу не засчитали и должны были уничтожить, но Сокуров вместе со своим другом и сценаристом Юрием Арабовым выкрали пленку и заменили ее другими материалами. «Одинокий голос человека» смог выйти на экраны только через десять лет, когда в стране началась перестройка.
Батлер, Портман и СуперБобровы: смотрите на этой неделе
На этой неделе новинки, вышедшие в российский прокат, выделяются, скорее, не качеством, а количеством. На больших экранах можно будет увидеть пару фильмов со стрельбой и взрывами, несколько триллеров и две картины, снятые на просторах нашей страны. И особняком стоит новаторская документалка Сокурова про Лувр, получившая Золотого льва на Венецианском кинофестивале.
Для тех, кто испытывает неизъяснимую ностальгию по боевикам 80-х, в прокат вышел фильм «Падение Лондона». Лента представляет собой продолжение картины 2013 года «Падение Олимпа» об опальном президентском охраннике Майке (Джерард Батлер), в одиночку спасающем главу США (Аарон Экхарт) от злобных террористов. Первую часть критики встретили весьма неприветливо, зато зрители, напротив, оценили творение Антуана Фукуа и сделали ему хорошую кассу.