В Москве недавно простились с Марком Захаровым. Выдающийся режиссер, писатель, сценарист не дожил несколько дней до своего 86-летия. Не хочется уходить в сухую статистику его регалий и званий, о которых в последние дни и так сказано немало. Хочется еще раз выразить признательность за тот волшебный мир, который создал режиссер. Не так часто для нас, взрослых зрителей, снимают настоящие сказки.
«12 стульев» по роману Ильфа и Петрова, «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», созданные в соавторстве с Григорием Гориным, «Обыкновенное чудо» и «Убить дракона» по пьесам Евгения Шварца и также в соавторстве с Григорием Гориным. Он вывел для себя произвольный вариант бердяевской формулы «режиссура — система созидания того, чего не знает Бог». Для Захарова его профессия стала возможностью воздействовать на зрителя и на сознательном, и на подсознательном уровнях. «В глобальном и даже космическом аспекте режиссура есть строительство принципиально новой собственной динамической конструкции, до конца не подвластной логике зримых событий, обладающей гипнотической заразительностью с очень сильным воздействием на подсознание человека», — писал режиссер. Для зрителей же это было настоящим волшебством.
Александра Абдулова природа наградила такой выдающейся фактурой, что он мог, в принципе, вообще ничего не играть — просто смотреть с экрана роковым взглядом самца, выставлять повыгоднее идеальный подбородок и многозначительно молчать. Сегодня, собственно, многие выпускники театральных вузов этим и занимаются. Но в советское время если уж выучился на актера, то и пашешь с полной отдачей. Как шахтер, тяжким трудом добываешь золото из рудника любой, даже самой шаблонной роли. И Александр Гаврилович пахал так, что фраза «пойдем в кино на Абдулова» означала именно хорошее кино, а не просто некий, все равно какой, фильм с красивым мужчиной.
Сегодня празднует свой юбилей блестящая советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР Екатерина Васильева. Она родилась в 1945 году в творческой семье: ее отец был известным поэтом, а мать приходилась внучатой племянницей знаменитому педагогу Антону Макаренко. Девочка с детства мечтала быть актрисой.
Это сейчас Олега Янковского помнят и любят как главного аристократа отечественного кино, «единственного артиста в России, которого не нужно было учить носить фрак». Однако появился на свет и вырос он в том месте, где благородная кровь была сродни заразной болезни. Но судьба, подкинув череду случайностей, расставила все по своим местам.
Янковский родился 23 февраля 1944 года в казахском городе Джезказгане. Сегодня его название начинается на «Ж», а тогда он и был полной «Ж». Туда ссылали «вшивых» интеллигентов со всего Союза, где они были вынуждены сосуществовать с местными уголовниками и прочими деклассированными элементами. Таким образом, пока мама Олега втихаря жгла семейные архивы, включая дворянскую грамоту, будущий барон Мюнхгаузен постигал азы дворовой иерархии. Там, в этом странном мире, никого не интересовало, благородное у тебя происхождение или не очень. Авторитет приходилось завоевывать кулаками и крутизной поступков.
Сегодня, 13 октября 2013 года, исполняется 80 лет Марку Захарову, — режиссеру, без которого немыслимо вести разговор об отечественном кинематографе XX века. Его картины можно пересматривать по тысяче раз, и только поражаться, как они умудряются не терять своего обаяния со временем. Как, при минимуме декораций и скромных бюджетах, этому человеку удавалось творить настоящие шедевры, создающие ощущение праздника и настраивающие на оптимистичный лад даже самого непрошибаемого ипохондрика.
В кино Марк Анатольевич пришел режиссером, закаленным театральными постановками. В его послужном списке множество спектаклей по пьесам известных драматургов. Многие талантливые актеры, признанные сегодня звезды театра и кино, просыпались знаменитыми после премьер спектаклей Захарова. Их — талантливых актеров — а также свое трепетное отношение к музыкальному оформлению постановок, Марк Анатольевич и взял с собой на съемочную площадку. Что из этого получилось, мы с удовольствием вам напомним.
Путеводитель по кино: фильмы о манипулировании сознанием
За всю историю кинематографа человечество неоднократно обращалась к «политическим темам», выполняя в той или иной степени тот же заказ, что и средства массовой информации: дать твердое убеждение людям, КАК и ЧТО они должны думать. Политика пропаганды присутствует практически в каждом мегаблокбастере и широкомасштабной национальной эпопее.
Однако есть и разоблачительные, зачастую остро сатирические картины, в которых показаны схемы манипуляции сознанием «электората». Киногид LostFilm.INFO представляет десять достойных, на наш скромный взгляд, картин, предлагающих зрителю посмотреть на «храбрые сердца» под иным углом зрения.